Как правильно настроить подвеску на эндуро: Полное пошаговое руководство


Подвеска - система пружин, вилок, амортизаторов и других элементов, обеспечивающая управляемость и безопасность передвижения на мотоцикле, комфорт райдера. Она сглаживает неровности покрытия и отвечает за стабильность байка. И именно от ее настройки зависит, сможете вы преодолевать самые сложные участки, или заезд станет для вас мучением. В этой статье подробно рассказываем, зачем настраивать подвеску на эндуро, и как правильно это сделать.

Зачем настраивать подвеску на эндуро

Мотоциклы отпускаются изготовителем с уже настроенной подвеской. Многие мотоциклисты, не желая вносить изменений, катаются на заводских настройках годами. И они не подозревают, что их байк может работать намного лучше. И для этого улучшения достаточно иметь начальное представление об устройстве, а также назначении подвески и немного времени.

Заводские настройки эндуро, как правило, рассчитана на средние условия езды и среднестатистического райдера массой 75–80 кг. Но 10 кг больше или меньше, иное покрытие, и ваш байк уже не такой управляемый, а вы к концу заезда чувствуете боль в руках и измотанность.

Регулировка подвески мотоцикла позволяет решить 4 главных задачи:
  • Улучшение сцепления колес с грунтом. Это предотвращает тряску и подпрыгивание на кочках.
  • Снижение уровня усталости. Вы заметите, что необходимости бороться с мотоциклом на каждом повороте больше нет.
  • Повышение безопасности. Мототехника становится более управляемой, а ее поведение — предсказуемой. Вы убережете себя от падений.
  • Увеличение скорости заезда. Ведь вам не придется обходить каждое препятствие — при правильных настройках можно ехать напролом.

Из чего состоит мотоциклетная подвеска

Подвеска любого мото включает в себя 2 основных узла:
  • Передняя подвеска, или вилка — 2 пера с пружинами и масляными демпферами внутри. Они поглощают ударную нагрузку от переднего колеса, обеспечивают стабильность при нажатии на тормоз и максимально точное управление.
  • Задняя подвеска, или амортизатор — маятниковый механизм, который объединяет заднее колесо и раму через систему рычагов. Он принимает на себя ударную нагрузку, нивелирует приседание во время разгона. От его настроек зависит стабильность мотоцикла на поворотах.

Передняя и задняя подвески мотоцикла работают в паре. Поэтому настраивать их тоже нужно вместе. В противном случае будет нарушена синергия, а это непременно скажется на балансе эндуро. Вот почему опытные мотоциклисты делают комплексную настройку и учитывают вес райдера, стиль езды, а также тип трассы.

Как понять, что подвеска настроена неправильно

Не всегда сразу понятно, почему мотоцикл вроде работает как надо, а езда не приносит радости. Поэтому очень важно уметь распознавать сигналы, указывающие на необходимость регулировки подвески.

Симптомы неправильной настройки передней подвески:
  • При наезде на кочку появляется стук металл (симптом того, что пробивает вилка).
  • На небольших неровностях переднее колесо скачет подобно теннисному мячику. Из-за снижения управляемости в повороте теряется траектория.
  • Когда вы тормозите, мотоцикл клюет носом — бывает ощущение, что байк перевернется. Или напротив — из-за жесткой подвески приходится снижать скорость медленно аккуратно, чтобы не заблокировалось переднее колесо.

Признаки неправильно настроенной задней подвески:
  • Мото приседает при разгоне. Переднее колесо задирается, а заднее погружается в грунт. В таком положении управлять техникой сложно.
  • В поворотах задняя часть мотоцикла "гуляет" отдельно от переда. При повороте руля байк сначала едет прямо, а потом резко уходит в поворот. Это изнуряет райдера, скорость заезда страдает.
  • После попадания на кочку подвеска качается и долго не останавливается.  Из–за того, что мотоцикл подпрыгивает, не получается хорошо разогнаться.

Диагностика подвески мотоцикла

Чтобы понять, нуждается ли передняя или задняя подвеска на эндуро в регулировке, выполните следующие действия:
  • Возьмитесь за руль. Качайте мотоцикл вверх и вниз. Подвеска должна ходить плавно, не подскакивая и не заедая.
  • Резким движением надавите на сиденье и тут же отпустите. Если зад вернулся в начальное положение за 1 ход, все нормально. Допускается небольшой перебег.
  • Изучите след, оставляемый задним колесом на песчаном грунте. Если он волнообразный, с отбоем не все в порядке. В норме колея должна быть ровной.
  • Подумайте о том, насколько комфортно вам в заездах. Устают ли руки, спина — как сильно? При правильных настройках мотоциклисты чувствуют себя более комфортно.
Прежде чем перейти к регулировке, запишите все выявленные проблемы. Затем вы будете сравнивать новый результат с предыдущим. Это поможет понять, двигаетесь ли вы в правильном направлении.

Как настроить подвеску - инструкция по шагам

Перед тем как начать работу, подготовьте все необходимые инструменты. Под рукой должны быть:
  • рулетка;
  • телефон;
  • бумага и карандаш/ручка для записей;
  • регулировочные ключи.

А еще неплохо было бы заручиться помощью друга, потому что регулировать подвеску в одиночку гораздо сложнее. Мотоцикл следует заранее отогнать на ровное место.

Установка преднатяга пружины

Преднатягом называют начальное сжатие пружины. Это показатель, определяющий высоту стояния байка и скорость срабатывания подвески при нагрузке.

Начните с установления SAG (сэг, или скорости свободного хода). Для этого поставьте мото на центральную подставку в положении, в котором колеса не имели бы опор. Не меняя его, замерьте рулеткой расстояние до заранее выбранной точки на раме (можно на маятнике) до оси колеса. Результат измерений запишите.

Далее снимите байк, экипируйтесь и займите на нем привычную позу. Теперь выход помощника — ему необходимо измерить то же расстояние. Вычтите из первого значения второе. Результат вычитания — это сэг.

Нормы сэг для эндуро:
  • передняя вилка — от 30 до 40 мм;
  • задний амортизатор — от 95 до 105 мм.

При больших показателях необходимо подкрутить регулировочные гайки, чтобы увеличить преднатяг. При меньших значениях его нужно уменьшать. После каждых 2–3 оборотов измеряйте сэг снова. И так следует делать, пока не достигните нормальных значений сэг.

Регулировка передней вилки

Чтобы настроить переднюю подвеску на эндуро, сначала вернитесь к базовым настройкам. Для этого закрутите все регулировки и отсчитайте столько щелчков, сколько нужно со слов производителя.

Помните, что компрессия отвечает за быстроту сжатия вилки, когда вы наезжаете на препятствие. Если она настроена мягко, будут пробития на больших прыжках. Перегибать с жесткостью тоже нельзя. Иначе вы будете чувствовать любую неровность собственным телом.

Затем прокатитесь по знакомому участку несколько раз туда и обратно. Подумайте, что изменилось:
  • если вилка пробивает до упора, прибавьте 2–3 щелчка сжатия;
  • если руки чувствуют жесткие удары, уменьшите компрессию;
  • увеличьте ее, если при торможении мото "козлит".

Отбой влияет на быстроту возвращения вилки в начальное положение. Если он слишком быстрый, то подбрасывает переднее колесо. Если чересчур медленный, отбой не успевает подготовиться к очередному удару.

Прокатитесь по каменистой или другой рельефной территории. Замедлите отбой при подпрыгивании переднего колеса и ускорьте, если вилка проседает, не успев вернуться в прежнее положение. В идеале колесо должно повторять рельеф без отрывов от грунта.

Регулирование амортизатора

Задняя подвеска регулируется аналогично передней. Однако делается это несколько труднее из-за присутствия рычажной системы. Учитывайте свой стиль езды, так как амортизатор больше всего нагружается при разгоне:
  • Любите погазовать? Прибавьте жесткости
  • Стремитесь к плавности ускорения? Тогда лучший вариант — добавить мягкости.

У новых моделей эндуро быстрая и медленная компрессия регулируется отдельно. Медленная отвечает за прыжки, быстрая — за приседания, боковой наклон. Сначала настраивайте быструю.

Как понять, что настроили правильно? Только опытным путем. Если отбой слишком медленный, байк будет плохо входить в повороты. Если все сделано верно, мотоцикл будет сохранять стабильность. Проводите тесты на разных скоростях.

Заключительный штрих

Завершив регулировку, проведите тест-драйв на реальной трассе. Она должна быть хорошо знакомой. Двигайтесь в обычном темпе и следите за поведением мото:
  • Как ведет себя вилка на медленных поворотах? Не клюет?
  • Что происходит на кочках с задней частью мотоцикла? Она болтается?
  • Как реагирует перед на резкое торможение? Проваливается или нет?
  • Пробивает ли подвеска, когда вы выполняете прыжок?
Все замечания напишите, чтобы затем внести правильные корректировки. Но не следует делать за 1 раз более 2–3 щелчков.

Настройка подвески - это раз и навсегда?

Опытные райдеры знают, что подвеска эндуро ведет себя по-разному в различных условиях. Поэтому ее настройки зависят не только от массы тела водителя, но и от стиля вождения, особенностей трассы. Для езды по песку профессионалы настраивают подвеску одним образом, для передвижения по камням — вторым, для длительных путешествий по асфальту — третьим.
Каждую удачную для определенных условий комбинацию следует записать. Так при необходимости вы сможете быстро перенастраивать подвеску эндуро.